Является ли поручительство услугой?

Вознаграждение, выплачиваемое организацией-заемщиком поручителю, подлежит обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное и медицинское страхование как выплата по гражданско-правовому договору на оказание услуг, — считает Минфин России.

В письме Минфина России от 03.09.2019 № 03-15-06/67620 чиновники приравняли договор поручительства перед банком к гражданско-правовому договору на оказание услуг для целей исчисления страховых взносов.

Гражданин получил от компании вознаграждение за то, что стал её поручителем перед банком. Нужно ли на сумму вознаграждения начислять страховые взносы?

В соответствии с п. 1 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для компаний признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, в частности, по гражданско-правовым договорам, предметом которых является оказание услуг.

Согласно п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги — совершить определённые действия или осуществить определённую деятельность, а заказчик обязуется оплатить эти услуги. В соответствии с п. 5 ст. 38 НК РФ услугой для целей налогообложения признаётся деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Исходя из этих положений, в Минфине России решили, что действия поручителя, установленные договором о выплате вознаграждения за поручительство, возможно признать оказанием услуг. Соответственно, на это вознаграждение нужно начислить страховые взносы.

Но еще совсем недавно  Минфин России в письме  от 21.12.2018 № 03-15-06/93553 выражал абсолютно иную позицию. Чиновники указывали на то, что согласно п. 1 ст. 361 ГК РФ по договору поручительства поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или в части. Поэтому суммы процентов, выплачиваемые компанией по договору поручительства физическому лицу за его поручительство перед банком по её обязательствам, не подлежат обложению страховыми взносами как выплаты, произведённые не в рамках трудовых отношений, и не по гражданско-правовым договорам, поименованным в п. 1 ст. 420 НК РФ. (См., также, письмо Минфина России от 24.04.2017 № 03-15-06/24578).

Достаточно ли назвать «вознаграждение» «процентами», и  не начислять взносы?

Более обоснованную позицию по этому вопросу высказали судьи в Постановлении АС Дальневосточного округа от 26.07.2018 № Ф03-2816/2018. Они решили, что если гражданин сам занимается оформлением поручительства для компании, то он оказывает ей именно услугу. Из этого можно предположить, что если гражданин только пассивно принимает на себя обязательство, (то есть не совершает вообще никаких действий, кроме выражения своего согласия), то факта оказания «услуги» нет? Но это только предположение: прямо судьи этого не заявили.

Таким образом, к сожалению, в виду неоднозначной позиции Минфина России и недостаточного объёма судебной практики, с точки зрения начисления страховых взносов выплата вознаграждения за поручительство гражданина по обязательствам компании остаётся очень рискованной операцией.

Письмо Минфина России от 03.09.2019 № 03-15-06/67620