Осмотр помещений контрагента неправомерен

Право налоговых органов истребовать у контрагента или у иных лиц документы (информацию), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика, не распространяется на основание и порядок осмотра территорий и помещений.

Общество не согласилось с постановлением о проведении осмотра его территорий в рамках проведения контрольных мероприятий его поставщика, полагая, что постановление нарушает его права и законные интересы, и обратилось в арбитражный суд.

Первая инстанция поддержала налоговый орган, согласившись с тем, что осмотр помещений общества как покупателя товаров, работ, услуг проверяемого контрагента правомерен, поскольку проверяющими не могли быть применены иные способы получения информации для достижения целей налогового контроля, а осмотр был необходим для установления реальности сделок. Кроме того, поскольку налоговым органом не произведён осмотр территорий и помещений общества, то оспариваемое постановление не повлекло негативных последствий для налогоплательщика. Суд первой инстанции согласился, что постановление о проведении осмотра территорий, помещений вне рамок выездной налоговой проверки, осуществленное в ходе иных форм контроля, соответствует требованиям закона.

Однако апелляция и кассация встали на сторону налогоплательщика. По мнению судей, предусмотренное п. 1 ст. 93.1 и п. 2 ст. 93.1 НК РФ право налоговых органов истребовать у контрагента или у иных лиц документы (информацию), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика, не распространяется на основание и порядок осмотра территорий и помещений, указанные в ст. 92 НК РФ.

Отказывая налоговому органу в удовлетворении жалобы, кассационная инстанция сослалась на правовую позицию, выраженную в решении ВС РФ от 10.06.2019 № АКПИ19-296. Эти решением признан недействующим абз. 7 письма ФНС от 16.10.2015 № СД-4-3/18072 в той мере, в какой данный абзац в системе действующего правового регулирования допускает проведение налоговыми органами мероприятий налогового контроля посредством осмотра помещений и территорий в отношении контрагентов проверяемого налогоплательщика, а также третьих лиц — участников сделки, когда такие помещения и территории не используются проверяемым налогоплательщиком для извлечения дохода (прибыли) и не связаны с содержанием объектов налогообложения.

Сформулированные в указанном абзаце разъяснения относительно осмотра территорий и помещений устанавливают непредусмотренные НК РФ полномочия налоговых органов в отношении контрагентов проверяемого налогоплательщика, а также третьих лиц — участников сделки, они фактически через правоприменительную деятельность налоговых органов оказывают общерегулирующее воздействие на налоговые правоотношения, которые выходят за рамки адекватного истолкования (интерпретации) п. 1 ст. 92 НК РФ во взаимосвязи с его ст. 31 и 82 и влекут изменение правового регулирования.

(Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15.11.2019 по делу № А69-3241/2018, ООО «Алгоритм»)